“Домашнее обучение не для нас” или что пошло нет так на карантине

Что не так с домашним обучением? Родителям, малость оторопевшим от новых школьных правил читать обязательно.

Если сейчас читать некогда, но хочется прочитать позже, или поделиться с другими, вы можете сохранить эту статью в своем Pinterest.

Что пошло не так на домашнем обучении во время карантина. Как организовывать домашнее обучение в младших классах.
Школьники на домашнем обучении

Сейчас я вижу очень много постов и слышу лично очень много жалоб от родителей школьников: школы открывают в непонятно каком режиме, от учеников требуют носить маски, чрезмерная обработка рук и поверхностей настораживает, режим и распорядки в школе – хуже тюремных.

И уйти бы от этого всего на домашнее обучение, но “домашнее обучение не для нас”.

С одной стороны, у меня совершенно нет задачи убеждать всех, что надо бежать на домашнее обучение. С другой – мне как-то не по себе, когда потенциально оптимальный для ребенка вариант отвергается потому, что был плохой опыт.

А опыт был плохой. Во время карантина семьи хапнули этого самого домашнего обучения по самое нехочу, и сейчас при этом словосочетании испытывают чуть ли не посттравматический синдром. Что и понятно.

Это как если один раз отравишься плохо приготовленной курицей, можно на всю жизнь “решить”, что курица – это отвратительный продукт, и есть ее нельзя. С одной стороны реакция понятна, с другой стороны – зачем же лишать себя продукта из-за одного плохого опыта, тем более что это результат того, что “просто не умели приготовить”.

Вот и сейчас отказ даже рассматривать домашнее обучение в качестве варианта – это потому что “вы просто не умеете его готовить”. Точнее даже не пробовали, а были однажды “накормлены” некондиционным, так сказать, продуктом.

Я сейчас расскажу, что именно скорее всего пошло не так в домашнем обучении во время карантина, и как это можно исправить, когда домашнее обучение – это осознанный выбор, а не скоропостижное “надо что-то делать”.

1. Собственно вот это: опыт домашнего обучения многие семьи получили не потому, что намеренно и осознанно выбрали эту форму, подготовились к ней, а потому что просто некуда было деваться.

Когда это все только началось и отовсюду стало разноситься угрожающее “уроки по zoom”, я все ворчала себе под нос, что оно так не делается.

Домашнее обучение надо организовать, согласовать с ребенком, рассчитать плюсы и минусы, настроиться, попробовать (без давления от учителей в форме оценок и домашних заданий).

А так – конечно опыт будет плачевным. К тому же был карантин, и разумеется у ребенка была социальная изоляция. От этого легче никому не стало, а у родителей укрепилось мнение, что на домашнем обучении ребенок сойдет с ума от недостатка общения.

Домашнее обучение – это не значит “сидеть дома”, и оно может предлагать ребенку намного более качественный и насыщенный круг общения, чем школа.

Более того, на домашнем обучении ребенок общается более естественно и развивает более уверенные социальные навыки. И сейчас есть возможность подойти к домашнему обучению уже более осознанно, с расстановкой приоритетов – а от этого и процесс, и результат будут иными.

2. Те, кто проводил онлайн уроки во время карантина не умеют проводить онлайн уроки.

Школьные учителя, может, и хороши в школе (хотя и тут большой знак вопроса – хороши, или просто родителям до этого не доводилось понаблюдать за ними в действии?), но преподавание онлайн – это отдельный навык.

Это совсем по-другому ощущается психологически (ты не видишь перед собой глаз, ты видишь экран, и разница в установлении контакта колоссальна), педагогически (подача материала должна быть совершенно иной), технически (нужно очень уверенно владеть всеми сервисами), и организационно (распределение времени онлайн сильно отличается от “живого” урока).

На домашнем обучении мы всегда идем к тем, кто уверенно работает онлайн, и опыт – поверьте – сильно отличается.

3. Школьная программа и школьный распорядок несовместимы с домашним обучением.

Многие ошибочно считают, что домашнее обучение – это то же, что в школе, только из дома. Ну собственно во время карантина это школьники и получили.

Школьная программа и школьный распорядок сами-то по себе вызывают много скепсиса и мало чем обоснованы. Но в стенах школы они еще как-то худо-бедно свое дело делают. В онлайн режиме они показали всю свою несостоятельность: дети на “своем поле” начали сопротивляться тому, чему не смели сопротивляться в школе. Хотели, но не смели.

А если прибавить сюда еще и гнет (иначе не могу это назвать) оценок – то, конечно, получается каторга.

Домашнее обучение – это вовсе не повторение школьной программы дома, в этом как раз нет никакого смысла. Уж конечно на домашнем обучении у школьника и родителей нет задачи утешить представления учителя о прекрасном и завоевать какие-то абстрактные “пятерки”.

Домашнее обучение – это подбор такой программы, такого распорядка дня и таких форматов обучения, которые органичны и интересны ученику и удобны родителям. Это прогресс, который меряется не оценками, а реальными навыками и достижениями ребенка, большинство из которых в школе просто игнорируются.

Да, организация домашнего обучения потребует некоторых усилий, но лучше же усилия затрачивать на благодарную работу, чем на шагание строем в масках.

4. Произошло смещение ролей “родитель – учитель”.

Для многих родителей именно это стало основным фактором стресса, который не так-то очевиден. На деле (и я это стала обнаруживать во время консультаций) именно упавшая на голову родителя роль учителя стала самой большой проблемой и той самой “отравой”.

Главная причина тому: задачи у родителя и задачи у учителя – совершенно разные. Задача учителя – сделать так, чтобы академические результаты ребенка и общая статика класса соответствовали требованиям системы образования. Задача родителя – это воспитать полноценного человека, способного ко взрослой самостоятельной жизни.

И да, мы привыкли думать, что система образования тоже это ставит своей задачей и соответственно что требует школа – то ребенку и обеспечит будущее. А это совершенно не так.

И вот на карантине именно от родителя почему-то стали требовать, чтобы ребенок соответствовал. У родителя своих родительских функций не убавилось, а тут еще прибавились и учительские, нередко напрямую противоречащие воспитанию самостоятельного полноценного человека. Конечно, никто не захочет в эту кабалу втягиваться на ближайшие годы.

Но и не надо. Домашнее образование не подразумевает, что родитель становится учителем. При домашнем образовании родитель как раз таки должен углубиться в свою родительскую роль, стать ближе к ребенку именно как родитель, и организовать обучение ребенка так, чтобы это способствовало задачам родителя, а не Бог знает откуда свалившимся нормам образовательной системы, которой конкретно на вашего ребенка – уж не будем наивны – наплевать.

Подытожу.

Получилось все-таки эмоционально. Ну ладно, я субъективна, иначе чего бы я выбрала домашнее образование для собственного ребенка. Разумеется, у меня есть на то аргументы.

И все равно хочу подчеркнуть, что это написано не с целью убедить, что ДО это лучший вариант, а школа – ужасная-кошмар.

Это написано с целью вдохновить родителей, которые понимают все недочеты школьной системы (особенно нынешней), но боятся домашнего образования потому, что имели плохой опыт прошлой весной.

Тот опыт ни о чем не говорит, это не опыт домашнего обучения, и не стоит использовать его как основной аргумент для отправки ребенка в маске и с литрами санитайзера в школу.

А вот создать новый – корректный – опыт домашнего обучения, насколько я могу судить – проект очень даже стоящий того, чтобы хотя бы попробовать.