Как управлять желаниями?

 

Истинное изобилие и контроль над страждущим умом через осознанность

Перевод статьи “Naming the wanting mind”

Автор: Джек Корнфилд

Наблюдая за своими желаниями и привязанностями без осуждения, мы можем научиться осознанному отношению к ним, при этом не попадая в их власть. Когда эти чувства возникают, мы можем полностью их прочувствовать, дать им имя: “голод”, “желание”, “одержимость”, или что больше подходит вашей эмоции. Мягко продолжайте называть чувства “по имени”, повторяя несколько раз, пока это чувство не уйдет.

Осознанно наблюдайте за тем, что происходит: Как долго длится желание? Усиливается ли оно перед тем, как исчезнуть? Как оно ощущается в теле? В каких частях тела оно ощущается: в животе, в легких, в глазах? Как оно ощущается на слух? С какими мыслями оно связано? Когда это чувство есть, вы счастливы или взволнованы? Открыты или зажаты? Обратите внимание, что происходит с чувством, когда вы начинаете обращаться к нему “по имени”. Если желание обретает форму демонического голода, то так его и назовите. Где этот голод поселился – в животе, на языке, или в горле?

Когда мы осознанны, мы замечаем, что желание создает напряжение, даже болезненные ощущения. Мы видим, как оно возникает из чувства недостаточности или одержимости, отсутствия внутренней целостности. При более внимательном наблюдении, мы замечаем, что оно может ускользать. Этот аспект желания – это форма воображения и сопутствующего ему чувства, которое возникает и исчезает, как в теле, так и в разуме.

Конечно, оно нам всегда кажется реальным.

Оскар Уайлд сказал: “Я могу противостоять всему, кроме соблазна”. Когда нами овладевает желание, это похоже на интоксикацию, которая не дает нам четко видеть.

В Индии говорят: “Карманник видит в святом только карманы”.   Наши желания и вожделения могут ослеплять нас и ограничивать наше видение мира.

Не путайте желание с удовольствием. Нет ничего дурного в том, чтобы наслаждаться приятным опытом. Учитывая все трудности, которые жизнь ставит перед нами, наслаждение – это отличный баланс. Но вожделеющий ум цепляется за наслаждения. В западной культуре нас учат, что если мы будет достаточно сильно цепляться за наслаждение, и приятные события будут часто следовать друг за другом, наша жизнь станет счастливой.

Если после отличной игры в теннис состоится вкусный ужин, просмотр интересного фильма, за которым последует фееричный секс и крепкий сон, а с утра – бодрящая пробежка, час глубокой медитации, прекрасный завтрак, после которого можно приступить к любимой работе, счастье не прекратиться. Чего только в нашем обществе не придумывают, чтобы продлить эту иллюзию счастья. Но удовлетворит ли это потребности сердца?

Что случается, когда мы удовлетворяем свое желание? Обычно за этим следуют новые желания. Весь процесс может стать пустым и утомительным. “Что делать дальше? Ну наверно, урву себе еще больше”.

Джордж Бернард Шоу сказал: “В жизни есть два великих разочарования. Не получить, то что хочешь, и получить это”.

Порочный круг этих немудреных желаний не разорвать, потому что внутренний мир приходит не с исполнением наших желаний, а в тот самый момент, когда вы положите конец вечной неудовлетворенности. Когда желание удовлетворено, наступает момент удовлетворения, но не от удовольствия, а от того, что гонка за желаемым прекратилась.

Когда вы дадите имя жадному уму и осторожно его прочувствуете, обратите внимание, что произойдет, когда одержимость желанием уйдет. Как вы себя почувствуете?

Проблема с желаниями и одержимостью на самом деле масштабна. Вы можете увидеть, как часто желания экстраполируются в неверных направлениях. Очевидный пример – это когда мы используем еду, чтобы заменить ею недостающую любовь. Этому посвящена целая книга буддиста-учителя Генин Рот, специализирующейся на пищевый расстройствах. Книга называется “Как мы кормим голодное сердце” (Feeding the Hungry Heart). Практикуя обращение к своим эмоциям по имени, мы можем почувствовать, сколько наших поверхностных желаний возникает из более глубоких потребностей, провоцируемых одиночеством, или страхом, или ощущением пустоты.

Обычно, когда люди начинают свою духовную практику, их желания становятся интенсивнее. Когда мы снимаем отвлекающие слои, мы обнаруживаем под ними мощную потребность в еде или сексе, или в контакте с другими, или огромные амбиции. Когда это происходит, некоторые считают, что их духовное развитие накрылось медным тазом, но это – неизбежный процесс изучения и вскрытия страждущего ума. Мы осознаем его и видим все маски, за которыми он скрывается, и таким образом развиваем навык взаимодействия с ним.

Примитивные желания становятся причинами войн, именно они управляют во многом современным обществом, мы только можем надеяться на их милость. Очень мало людей останавливаются, чтобы изучить свои желания, и напрямую их почувствовать, чтобы научиться мудро ими распоряжаться.

Изучая буддистскую психологию, мы обнаруживаем, что желание делится на множество категорий.

Основные категории – это болезненные желания и здоровые желания, при этом и те, и другие возникают из нейтральной энергии, которую мы называем “волей к действию”.

Болезненные желания включают жадность, одержимость, неадекватность и острую потребность.

Здоровые желания сродни воле, но их направляют любовь, жизненная энергия, соучастие, творчество и мудрость.

С развитием осознанности, мы начинаем отличать нездоровые желания от здоровой мотивации. Мы начинаем понимать, в каких состояниях не участвуют нездоровые примитивные желания, и наслаждаться спонтанностью и естественностью бытия без амбиции или отчаяных попыток преуспеть. Когда нами более не управляют нездоровые желания, мы начинаем больше понимать, и здоровая страсть и соучастие будут естественным образом направлять нас по жизни.

Понимание, свобода и радость, – это те сокровища, к которым нас приведем умение называть демона желаний его именем.   Мы обнаружим, что под здоровыми желаниями кроется глубокая духовная потребность в красоте, изобилии и полноценности. Называя желание по имени, мы можем обнаружить его истинные корни.

Один мой учитель как-то сказал: “Проблема с желаниями в том, что они у тебя недостаточно глубокие! Почему бы уже не желать всего сполна? Тебе не нравится то, что ты имеешь, и ты хочешь то, чего не имеешь. Просто поменяй желания местами. Желай то, что имеешь, и не желай того, что не имеешь. С этим ты обретешь истинное удовлетворение”.

Изучая желание, мы начинаем обогащать его потенциалом свою духовную жизнь.

 

Этот открывок взят из книги Путь с сердцем” (A Path with Heart)