Как ожидание счастья может привести к саморазрушению

 

В поисках счастья не сложно заблудиться. Я не могу судить, но не один представитель старшего поколения утверждает, что вопрос счастья, внутреннего состояния и самоценности, стал наиболее актуальным теперь, когда прогресс обеспечил базовые потребности в выживании. В переводе этой статьи представлен интересный взгляд на поиск и нахождение счастья.  

Автор: Элизабет Фаррелли

Источник здесь. 

То, что как мы думаем, может сделать нас счастливыми, на самом деле ведет к деструктивному поведению.

Иллюзия счастья

Каждое утро я наблюдаю за серой толпой молодых людей, уныло бредущих на работу в корпоративный зомби-лэнд, и думаю:

“Медвежья услуга”, которую мое поколение оказало сегодняшним молодым людям, – это не непосильно дорогая жизнь в большом городе. Это даже не разрушение экологии планеты, с которым им теперь надо что-то делать. Хотя, ей-богу, это уже довольно кощунственно. Но еще хуже – это заложенные нами в их головы ожидания и слепая вера в то, что счастье – это естественное и неотъемлемое условие жизни любого человека. Отсюда и печальные последствия.

Счастье – это как жизнь в деревне: мило и вдохновляет в единичных случаях. Но стоит перевести его в масштаб масс, сделать всеобщим смыслом жизни, начать гоняться за это “птицей счастья” по лесам и полям, и оно быстро превратится в жадное и обрюзгшее создание, совершенно непривлекательную подделку, которая зарождает глубинный самосаботаж в нас.

Виной тому – целый темный лес ошибочных представлений о том, что такое счастье, и как его достичь.

Сразу оговорюсь, что ключа к счастью у меня нет. Я ни на секунду не предполагаю, что знаю, как его достичь именно вам, хотя я точно знаю, что не поможет стать счастливее.

И еще я могу сразу узнать симптомы этого разрушающего непонимания самих себя, особенно когда именно оно заставляет целое поколение метаться между запоями и приемами у психиатра, и в то же время закатываться в фальшивой эйфории жизни в социальных сетях.

Возьмем три «соблазна»: кредиты, еда и алкоголь. Недавние исследования финансового поведения показали, что если в среднем, 14,1 % австралийцев с пятью кредитными картами имеют по ним большие долги, то среди людей в возрасте 25-34 лет процент должников вырос до 20,3 %.

Другие исследования показали, что, если в среднем 62% австралийских женщин ведут весьма нездоровый и малоподвижный образ жизни, то среди девушек 14-24 лет этот показатель уже составляет 72%.

Что касается злоупотребления спиртным, то почти 1/5 (то есть 18,2 %) австралийцев старше 14 лет выпивают достаточно алкоголя, чтобы нанести перманентный вред здоровью, при этом уровень злоупотребления алкоголем среди молодого поколения выше, чем у предыдущих поколений.

Куда ни посмотришь, поколение, которое росло в комфорте “вечного благополучия на земле” делает все возможное, чтобы сократить продолжительность собственной жизни. Веками такого саморазрушения среди людей не было. Это не может не вызывать любопытства.

И вот в чем дело. Мы подразумеваем, что не получая то, что хотим, мы становимся менее счастливыми (или правильнее сказать – ощущаем себя менее счастливыми). И что становиться счастливыми мы будем только получая желаемое. Хотя на самом деле, постольку поскольку обеспечены базовые потребности выживания и безопасности, наши растущие желания наоборот делают нас все менее и менее счастливыми.

Почему? Потому что мы никогда на останавливаемся в желаниях, удовлетворение – скоротечное состояние, а настоящее счастье и наслаждение – это разные вещи.

Желание – будь то дизайнерская сумочка, колоритный бойфренд, играющий под узким рукавом бицепс, или последний кусочек бесподобного «тирамису» – это хитрая и ускользающая штука.

Желание всегда связано с тем, что недоступно, и чем мы не обладаем. Огромная доля наслаждения – в предвкушении, а удовлетворение – это минутная эмоция от достижения. А потом – вниз, по наклонной. Потом – у вас просто много лишнего на боках, на полках и в постели.

Но и это – только вершина проблемы. Ведь мы на самом деле и не хотим всего этого. Наши желания – это часто иллюзия. Более того, что мы на самом деле хотим – это не объект, а зависть, которую он вызывает у других. Большинство желаний сводятся у желанию самоутвердиться.

Не верите? Проведем эксперимент. Представьте этот роскошный дом, дизайнерское платье или ужин за 700$. Они – ваши. А потом представьте, что никто и никогда об этом не узнает. Стоят ли они вообще того?

Именно поэтому скромность – это добродетель, если не путать ее со стыдом. Внутренний запрет на показуху не оставляет шансов зависти, обжорству, алчности и гордыни.

Но скромность уже не актуальна. Теперь, если событие не попало в социальные сети и не вызвало моментальный отклик – если человеку реакция на его фотографии не важнее, чем сам по себе опыт – то этого опыта может вообще не быть. Выставиться на публику сегодня настолько более важно, чем внутреннее переживание события, что гордыня и алчность стали добродетелями, а скромность перешла в разряд грехов.

Сгущаю ли я краски? Статистика суицидов и депрессивных состояний говорит сама за себя. Так может стоит обратиться к древней мудрости?

Платон и Аристотель много спорили, но вот в одном сошлись. Хорошая жизнь – значит жизнь с моральными ценностями: добродетель и счастье для них были синонимами.

Роберт Бертон закончил свой великолепный трактат о депрессии, “Анатомия Меланхолии” в 1621 году словами “не будь одинок, не будь ленив”. И мы это знаем. Поддерживай связь с людьми. Будь активен.

Но счастье – это не просто отсутствие депрессии.

Для счастья, как говорит гуру гедоники Мартин Селигман, необходимо посвятить себя чему-то, что ценишь больше самого себя. Вера – хороший тому пример.

Философ и врач Рэймонд Таллис составил рейтинг основных четырех потребностей человечества: базовые – потребность в еде и укрытии, далее – потребность в наслаждении, третья – потребность в признании и статусе. И на самой вершине – потребность в искусстве, творчестве, духовности и цели.

Интересно, как эти потребности расположились по вертикали. Как с чакрами в буддизме: высшая потребность видится, как более ценная, способная преодолевать силу моральной гравитации. Как будто каждый уровень потребностей требует больше внутренней работы.

Так оно и есть. Удовлетворение нижних уровней потребностей создает приходящее удовлетворение. Оно же быстро исчезает. Это как съесть что-то сладкое. Но для того, чтобы счастье длилось, нужно удовлетворить самую высокую потребность – потребность в ценности и осмысленности бытия.

Это мы и забыли передать новому поколению.

Счастье невозможно преследовать и достигать. Счастье не наступает от того, что вы получите желаемое, удовлетворите свои вожделения, соберете достаточно приятного опыта и красивых побрякушек. Оно никому не гарантировано, не является естественным правом. Его нельзя положить в коробочку с бантиком и подарить на день рождения. Да и быть грустным – это не порок.

Счастье – это случайный побочный эффект от посвящения себя высшей цели. Счастье – это труд. И повезло тем, кто не только зарабатывает на жизнь, но и повышает своей работой собственный уровень счастья. Поэтому Платон и назвал философию самым благословенным из занятий.

Цепляясь за примитивные потребности, невозможно достигнуть счастья. Как отдельные личности, как и целые культурные группы должны развивать свои потребности пока не появится осмысленность, а с ним – счастье. Поэтому, если ты сможешь перестать фокусироваться на головокружительном успехе в карьере, и будешь работать в согласии со своими ценностями и верой, от этого будет хорошо не только миру. От этого будет намного, намного лучше тебе.

 

Мнение интересное. И я не могу не согласиться со многим. Например с тем, что счастье – это постоянная работа над собой, и оно вовсе не зависит от того, что мы себе покупаем и какое повышение по службе получаем. 

А как вы думаете? Открыла ли статья для вас новые горизонты для осознания того, что такое ВАШЕ счастье? Пишите в комментариях. 

Ваша, 

Ольга Райнхолдт

8
Тонкости личного бренда. Что ждать от этого эфира.
В четверг 10 сентября в 10 EST / 17 МСК я проведу прямой эфир на тему "Тонкости личного бренда".

Честно говоря, я не решалась на эфир про личный бренд. Ну потому что... "о любви немало песен сложено" и без меня.

А только толку, что они сложены - все равно огромное количество достойных личных брендов так и не находит своего места под солнцем. Значит, что-то не работает.

Вот я и хочу разобрать, что не работает. А именно, как следует пройдемся по следующим вопросам:

❔Чего недостает в развитии личных брендов, по моим наблюдениям.

❔Что на самом деле делает личный бренд успешным (а не просто делает из предпринимателя того, кто пытается выстроить личный бренд)

❔Всем ли нужен этот личный бренд и как понять - нужно ли тратить на это силы.

❔ Ну и конкретно - что на самом деле нужно делать, чтобы личный бренд был индивидуальным, уникальным, ярким и способствовал росту бизнеса.

Ах да, еще затрону, почему успешность личного бренда совершенно не зависит от того, сколько денег вы в него готовы вложить.

На эфире, как обычно, расшатаем скрепы и опоры, поймаем парочку инсайтов, побеседуем, отвечу на вопросы. Проводить эфир буду здесь, в Инстаграм, и параллельно в Фейсбук.

Кто хочет получить запись эфира и конспект к нему, подписывайтесь в мой Телеграм, все отправлю туда. Ссылка на канал в био профиля.

И если вы хотите задать мне вопрос на тему, чтобы я точно ответила, даже если вас не будет на эфире, пишите его сюда в комментарии, я обязательно вопросы учту.

Ну что, будете смотреть? Живьем или в записи?