Если вам удобнее слушать, чем читать, вы можете прослушать аудио-версию этой лекции:
Медитация в наши дни — понятие не такое уж экзотическое.
Ею занимаются многие, о ней говорят еще больше, найти почти в любом городе занятия медитацией большого труда не составит.
Я уж не говорю о том, сколько посвященных медитации видео можно найти в YouTube.
И вот что интересно: эффект медитации на качество жизни довольно впечатляющий. Занятия медитацией не требуют каких-то особых усилий, жертв и затрат. Как же так получается, что при всем при этом люди не просветляются повально и наш мир не зарос ромашками всеобщей любви?
А все просто: в большинстве техник медитации, которые можно найти и попробовать, упускается один важный принцип. Принцип тела. И потому информация о медитации остается информацией, которая сама по себе мало что изменит.
Принцип тела упускается потому, что популярные нынче техники медитации исходят из культур, у представителей которых тело было готово к медитации по умолчанию. Если точнее — тела медитирующих не были “испорчены” цивилизацией. Чего нельзя сказать про нас с вами.
И поскольку принцип тела в медитации не соблюден, никакие образы, никакие попытки воображать себя где-то, с кем-то и каким-то не принесут ощутимого эффекта, кроме временного расслабления.
Тело и сознание нынче разделяются.
“Вот это — проблема физиологическая, с ней идем к врачу или в фитнес-клуб. А вот это — проблема психологическая, с ней идем к коучу или психологу и долго разговариваем”.
Даже в йоге появилось искусственное разделение на «хатха-йогу» и “медитацию”. Хотя в классической литературе по йоге асаны и медитация — это лишь разные “лепестки” одного и того же процесса.
На самом деле то, что мы обычно пытаемся решить анализом и разговорами, образами и воображением, корни пустило в нашем теле. И из тела с этим и надо начинать работать.
Как это происходит.
Расскажу очень упрощенно, и сразу прошу тех кто лучше меня сведущ в терминологии и тонкостях нейрофизиологии слишком громко не ругать.
В детстве мы начинаем набирать сигналы о том, каков тот мир, в котором мы живем, каков я в этом мире, как себя в этом мире вести, как в нем выживать.
Причем сигналы эти мы набираем не на аналитическом или когнитивном, на эмоциональном и инстинктивном уровнях.
Так, если мама говорит “Да все хорошо, мир прекрасен”, но при этом нервно озирается по сторонам и вздрагивает от каждого звука, ребенок не воспримет мир через ее слова. Он воспримет мир через те эмоции, которые ее невербальные сигналы ему посылают. Любой эмоциональный ответ на мамину тревожность в ребенке сформирует нервную дорожку, которой он “пишет картину” мира и себя в нем.
Нервный сигнал при этом отправится в мышцы и создаст в них напряжение. Если ребенок воспринял “мир опасный, надо прятаться”, то напрягутся мышцы, отвечающие за инстинкт “спрятаться”.
Если ребенок воспринял “маме плохо, надо спасать», напрягутся мышцы, ответственные за инстинкт “спасать”.
В природе это совершенно нормально. За тем только исключением, что в природе щенок и кинется прятаться или спасать, и действие будет выполнено, после чего мышцы и нервная система расслабятся. В человеческой среде такие действия как правило не выполняются, а наоборот активно запрещаются и подавляются, и поэтому напряжение мелких мышц не будет снято. Если ситуация повторяется многократно — в нашем примере, мама постоянно напряженная и пугливая — напряжение мышц станет хроническим. Мышцы уже будут напряжены сами по себе, потому что так развились.
Помимо того, происходящее в нервной системе — это химическая реакция. Тело привыкает к этой химической реакции, как оно привыкает к кофеину, наркотикам и алкоголю.
Напряженные мышцы отправляют обратно в нервную систему сигналы о том, что проблема не решена, действие на закончено. В ответ на эти сигналы формируется компенсация поведением, привычками, убеждениями, позицией тела, и так далее.
И вот из этого всего получается то, что мы называем «личностью».
Конечно, формируется это все не на ровном месте и не у всех одинаково. В нас генетически заложена “личность” — набор определенных свойств, качеств, поведенческая склонность, и так далее. В своем исходном виде эта личность уникальна и идеальна одновременно, и качества эти находятся в тонкой гармонии друг с другом и с миром.
И эти же качества провоцируются в первую очередь эмоциональными триггерами, и на них как бы “надстраивается” личностный багаж.
Возвращаясь к нашему примеру: решит ли нервная система ребенка “прятаться” или “спасать”, зависит от его исходника. Но то качество и поведение, которое сформируется описанным выше процессом, и которое собственно и будет сопровождать по жизни — это уже сильно искаженное и разбалансированное отражение “исходника”.
Во взрослой жизни ребенок, из нашего примера может заметить, что страдает от того, что очень боится мира, постоянно “прячется”, упуская при этом возможности и радости бытия.
Он может пытаться себя уговорить «не бояться».
Он может медитировать, представляя, что мир вокруг него хороший, добрый и безопасный.
Он может постоянно бороться с миром, делая из себя «крутого парня».
Он может даже докопаться с помощью психотерапевта до поведения мамы, заселившего в него этот страх.
Но это все только даст временное облегчение, или создаст еще один слой компенсации.
Почему?
Потому что тело привыкло к химии «страшно, прячься!”, а связанные с этим поведением мышцы находятся в хроническом напряжении, к которому тело адаптировалось.
Тут имеет смысл отметить природу психосоматических болезней.
Как говорил БКС Айенгар “Если мышца в нормальном состоянии, это равнина. По равнине река течет ровно. Так и кровь и лимфа текут ровно по равномерно вытянутым мышцам. Если мышца напряжена, то она стала холмом. А где холм, там долина. По ним река не течет ровно: на холме засуха, в долине наводнение. То же происходит и в теле”.
Напряжение мелких мышц вызывает нарушение циркуляции крови и лимфы на этом участке. Ткани и иммунная защита там слабеют, и если что случается, это место становится наиболее уязвимым для травм и болезней.
Итак, из сигналов, поступающих к нам извне, особенно в детском возрасте и особенно от травматичных ситуаций, наше тело на совершенно физическом уровне формирует нашу “личность”. Тело кристаллизует истории про мир и себя в мелких и едва ощутимых мышечных зажимах.
Развивает привыкание к химическому составу тех или иных эмоций и переживаний.
И именно поэтому многие проблемы психики невозможно проработать на ментальном, когнитивном и даже эмоциональном уровне.
Именно поэтому медитации, в которых вы пытаетесь вызвать какие-то положительные образы себя, желанные ощущения, состояния и эмоции, в лучшем случае дают временный отдых и возможность убежать от проблем.
Нередко сами попытки расслабиться, не думать и создать для себя эти самые образы и ощущения требуют очень много энергии. Чаще наедине с собой остаться попросту страшно: на вас сразу обрушивается все то, что накоплено в вашем теле.
Поэтому многие люди решают, что медитация — это слишком сложно и не для них.
Но понимание принципа тела меняет все кардинально.
Когда понимаешь, что пугающие и угнетающие состояния — это просто какие-то процессы в теле и осознаешь их именно так, они перестают пугать и теряют силу.
Например, я очень боялась летать самолетами. Сразу перед глазами картины катастроф и внутренняя паника. Те истории, которые давал мне мозг, те эмоции, которые у меня возникали, были слишком сильными, чтобы с ними справиться. Я просто зажималась и уговаривала себя на бояться. Оставаться с ними один-на-один я точно не могла.
На уровне историй и эмоций все очень страшно и бесконтрольно.
Но ведь истории — это не правда про мою объективную реальность сейчас.
А что объективно правда, это: у меня быстрее бьется сердце, у меня в горле образуется “пробка”, а живот сжимается в большой холодный камень. Это все неприятно, но это значительно менее страшно, чем истории в моей голове. И значительно менее существенно, чем моя эмоция страха.
Я не могу наблюдать за историей «самолет может разбиться» и что-то конструктивное из этого сделать. История сильнее меня.
Но я могу наблюдать за всеми этими процессами в моем теле, и постепенно либо позволить им прекратиться, либо помочь им прекратиться.
Я могу глубже дышать, и тем снизить свой пульс.
Я могу расслабить живот и горло.
И самое интересное при этом, что вот эти процессы в теле, которые вполне поддаются корректировке — это единственная объективная реальность. А мой страх — это иллюзия.
Процессы в теле, которые находятся под лучем внимания «растворяются” сами, обнажая под собой то, что нередко называют “ресурсом”.
Да, часто достаточно просто навести «прожектор внимания» на знакомый процесс в теле, чтобы постепенно отпустило.
Когда мы ощущаем конкретное напряжение мышц, мы можем их расслабить осознанно или механически.
Бывает еще так, что мы ощущаем историю и эмоцию в теле, но это очень тонкое ощущение, и ни с какими конкретными мышцами оно не связано. По крайней мере проследить напряжение мышц невозможно.
Это ощущение имеет силу только когда оно подсознательно, и напрямую в нашем восприятии связано с концепцией “я”.
“Страх это я” — так оно ощущается, если его не осознавать.
Когда мы наблюдаем за ощущением в теле, мы не пытаемся что-то в нем изменить. Мы разделяем это ощущение и свое “я”. Когда ощущение отрывается от самоидентификации и перестает быть “я”, а становится просто объектом наблюдения, оно растворяется.
И что ценно: после этого “растворения» не становится просто «нормально”. Вы переходите на свой личный новый уровень.
Недоступные ментальной проработке состояния часто получается проработать, манипулируя телом. Изменение положения, расслабление, или повышение циркуляции в той или иной зоне способны изменить самоощущение.
Вы наверняка замечали такое. Вот стоит перед вами проблема. И никак не решается. Ну что, не решили, но вечером тренировка в фитнес-центре, вы пошли потому что надо на тренировки ходить.
Потренировались, и тут оп — приходит гениальное и простое решение. Само. Вы его специально не искали. Бьюсь об заклад такое случалось хотя бы раз со всеми. Вместо тренировки может быть уборка дома, работа в огороде или дискотека.
Вы “растрясли” свое тело, в вашем сознании что-то попустило, а когда попустило, решение оказалось на поверхности.
Вот этот же принцип в прикладной медитаии можно использовать более точечно и намеренно.
Как использовать принцип тела в медитациях:
Развивать чувствительность к своему телу. Собственно этим и занимается хорошая практика хатха-йоги.
Создавать для тела способствующие медеитации позиции и использовать техники физического расслабления. Далеко не всегда в медитации достаточно просто “сесть ровно и удобно”. Обычно перед медитациями готовим тело с помощью разных движений и поз. Медитация начинается уже на этом этапе, потому что мы через движения начинаем повышать осознанность к своему телу.
Во время медитации мы с помощью одеял, подушек, полотенец и специальных аксессуаров для йоги создаем телу то положение, в котором желаемые состояния приходят наиболее физиологично. Например, невозможно работать с эмоциями, если в положении сидя у человека напрягается или сжата грудная клетка (а это хорошие 80% современных людей). Тогда с помощью подставок мы грудную клетку раскрываем, и позволяем новым состояниям прийти.
Работая с проблемными состояниями в медитации, нужно переводить внимание на то, как они ощущаются в теле. Это очень тонкие ощущения, именно поэтому так важно повышать чувствительность к своему телу.
Снимать мышечные зажимы в теле, отпуская поведенческие паттерны, эмоции и истории. И оздоравливая свое тело одновременно.
В заключение могу сказать, что если вам казалось, что медитация никак не для вас или что какие-то из ваших психологических или поведенческих проблем не решаются, не все потеряно.
Тело — часто упускаемое “звено» в работе с психикой и в подготовке к медитации — таит в себе фантастические решения. Попробуйте.
Не забудьте навестить нашу группу в Фейсбук, посвященную этому марафону, и пообщаться там на все интересующие вас по теме медитации вопросы: https://www.facebook.com/groups/198594878029622/