Как стать востребованным digital-специалистом

Наблюдаю, как сейчас обучают специалистов для digital-рынка: SMM-щиков, маркетологов, дизайнеров, копирайтеров, таргетологов и других. Для меня  эта сфера представляет интерес по двум причинам: 

Первая: я – собственно постоянный клиент таких специалистов, и мне важно получать  от них качественную  и эффективную услугу. 

Вторая: среди моих клиентов немало специалистов digital-рынка, которые ищут помощи в развитии своего бизнеса / фриланса и самореализации в выбранной профессии.

И вот, что я имею сказать

Создается впечатление, что готовят digital-специалистов для работы на конвейере. То есть, учат выполнять набор задач, которые на самом деле не учитывают потребности бизнеса конкретного клиента, а просто соответствуют “представлениям о прекрасном” отдельно взятого тренера . 

Если копирайтер хорошо пишет тексты, но не учитывает SEO-факторы, и то, как работает маркетинг, и то, что нужно аудитории клиента, и то, как позиционируется бренд клиента, то будут ли эти тексты решать общие задачи бизнеса?

Просто тексты на заданную тему, насколько хороши они бы ни выполняли требования тех курсов, которые копирайтер проходил, не станут эффективными для бизнеса. А значит спрос на услуги такого копирайтера будет если не отсутствующим, то довольно низким. 

Если вы контент-менеджер, то ваша задача создавать контент. Ок. 

Но при этом еще, необходимо понимать, как работает маркетинг: кто ваш читатель, откуда он пришел и куда пойдет после.

То есть, понимание смежных сфер — это знания не только не лишние, а очень даже необходимые, чтобы выполнять поставленные задачи, качественно и решать запросы бизнеса, возлагаемые именно на контент. И помогать клиенту двигаться к целям его или ее бизнеса.

Или, пример не из онлайн-сферы: врач-стоматолог, который не знает, как работает организм в целом. В таком случае, он только лечит зубы, но не сможет ответить на вопросы, почему зубы разрушаются или как больные зубы влияют на организм. 

Или гастроэнтеролог, который не знает, как на работу ЖКТ могут повлиять определенные продукты питания, физическая активность или стрессы. 

Которому врачу вы скорее доверитесь: тому, который комплексно подходит к вашему организму, или к тому, который обращается к одному органу, и не заботится о том, что происходит с другими?

Это не значит, что специалист должен позиционироваться во всех сферах, в которых он развивается. В позиционировании как раз важно выбрать четко обозначенную сфера. Но это – в позиционировании, а не в том, что вы реально знаете.

Широкие знания и понимание взаимосвязей — это один из признаков профессионализма. Специалисты, которые работают от сих до сих, и считают, что остальное — это как-бы не их дело, это не “узкие специалисты”, это недоученные специалисты. 

На digital-рынке как раз не хватает таких специалистов, которые могут качественно подойти к решению узкой задачи из своей профессии, опираясь на свои обширные знания в смежных сферах.

А отбрасывать эти знания во имя “понятного позиционирования” — это как раз и есть то, что мы называем «выплескивать воду вместе с младенцем». Я уже не говорю о том, что избегать изучения смежных сфер – это просто профессиональная лень.

К сожалению, именно это часто происходит, когда специалист, который получил знания в различных смежных сферах и может комплексно смотреть на поставленную перед ними задачу, получает “совет” от “старших”: “тебе надо сузить свою нишу” и “надо заниматься чем-то одним”.

И еще. Конечная цель заказчика — получить клиентов и соответственно доход. 

Должен ли digital-специалист способствовать достижению этой цели? Однозначно. Иначе нет смысла платить ему. 

Может ли digital-специалист полностью отвечать за то, чтобы у заказчика рос доход и достигались другие цели бизнеса? Нет. 

За эти результаты отвечает руководитель или исполнительный директор компании, то есть тот, кто контролирует все процессы в конкретном бизнесе. 

Все остальные специалисты, повторюсь, должны понимать эти процессы, должны работать так, чтобы способствовать целям бизнеса,  но при этом их задачи – вполне конкретны,  а их KPI должны быть исчисляемы и реально достижимы.

Они способствуют результату, но не отвечают за результат ведения бизнеса в целом и доходы клиента. 

Если подытожить, чтобы стать востребованным специалистом, кроме знания своей профессии, необходимо понимать смежные сферы, которые способствуют конечным задачам заказчика. 

Так можно вырасти в настоящего профессионала, который качественно выполняет свои задачи и помогать бизнесу достигать целей. И который востребован, потому что реальная помощь всегда будет цениться. 

Если вы хотите разобраться, в чем ваша зона ответственности, и где ваши смежные сферы, которые желательно понимать для качественного решения ваших задач, и как позиционировать себя перед заказчиками, чтобы быть востребованным, добро пожаловать в Клуб-Лабораторию, где мы разбираем в частности похожие вопросы, находим им решения, и помогаем участникам их эффективно внедрять.

Если вы пользуетесь Pinterest, не забудьте сохранить эту статью на вашей доске и поделиться ею с другими: