Что значит быть настоящим коучем

 

Понимание, что коучинг — это не просто “задавать вопросы” и “создавать пространство”, а “эффективно и качественно проводить клиента от точки А к точке Б”, способно коренным образом изменить качество услуг, создать уважение со стороны клиентов и аудитории, и в принципе — поднять статус и авторитетность профессии.

Но эта же концепция может вызвать немалое сопротивление у самих коучей.

Сопротивление это связано с тем, что такой подход к коучингу подразумевает огромную ответственность и компетентность. Это сильно отличается от популярного на коучинговых тренингах “задавать правильные / открытые вопросы” и “создавать пространство, где человек сам растет”.

А еще это требует конкретики в отношении ниши и методов работы. То есть тут “помогаю быть счастливой беседами” уже не работает. А это тоже многих отталкивает.

И тем не менее, если коуч хочет преуспеть в профессии, он должен научиться работать в формате “сопровождение от точки А к точке Б максимально эффективно”.

Кажется, что это требует такого объема знаний и навыков, что постигать их можно до глубокой старости.
А эффективно работать хочется уже сейчас.

Давайте наведем порядок и увидим, что компетенции тут не такие уж необъятные.

Итак, пошагово:

  1. Определите, в какой нише вы предпочитаете работать, в какой сфере жизни вы хотите помогать. Ниша — это не то, что выбирается раз и навсегда. Ваша ниша будет меняться и расширяться, но начать надо с чего-то одного.
  2. Определите, из какого состояния в какое состояние люди хотят перейти в выбранной вами нише.
  3. Определите, какие препятствия мешают им перейти из точки А в точку Б в этой нише. Если вы не знаете, значит вы неверно выбрали нишу — подберите ту, которая вам лучше известна.
  4. Определите, какими инструментами эти препятствия решаются — психологией, тренингом или консультированием. Скорее всего вы обнаружите, что присутствуют все элементы, и вам нужно примерно понять, в какой пропорции, и какие элементы при этом доминируют.
  5. Определите конкретные навыки и знания по каждому инструменту, которые вам нужны в сопровождении между установленными точками А и Б.
  6. Проанализируйте, какие навыки и знания у вас уже есть, а какие нужно получить дополнительно. Получайте их, применяйте в этой услуге, пока со временем не поймете, что готовы расширить свои услуги, и соответственно — приобрести новую компетенцию.

 

Пример.

Выбираем нишу: “Хочу помогать предпринимателям в создании личного бренда”.

Точка А — предприниматель имеет навык и услугу, но о нем никто не знает, и услуга рекламируется только традиционными методами. Точка Б — личность предпринимателя становится известной и клиенты приходят “на личность”.

Мешают — неуверенность в себе, отсутствие чего-то цепляющего в личности, нежелание быть на виду, незнание, как работают соцсети, отсутствие дисциплины регулярно заявлять о себе и строить отношения с аудиторией.

Инструменты — первичный “психология”, поскольку органичная личность тут самое важное. Далее — консалтинг, рассказать клиенту как показывать свою органичную личность в соцсетях. Далее — тренинг, помочь клиенту пошагово создать свой профиль в соцсетях и начать строить окружение.

Необходимые здесь навыки и знания: уметь находить органичную “фишку” в личности и развивать ее, уметь снимать страх выхода на публику, знание того, как развивать соцсети. (Это очень упрощенно конечно, для примера, никак не полный набор).

Есть умение находить органичную фишку личности и знания о том, как работают соцсети.
Нет умения снимать страх работы на публику и нет опыта успешного развития соцсетей. Чтобы качественно сопровождать от точки А в точку Б в этой нише, нужно освоить инструменты снятия конкретного страха и на своем опыте научиться развивать аудиторию в соцсетях.

 

Вот и план для создания качественной востребованной услуги коуча.