Понимание, что коучинг — это не просто “задавать вопросы” и “создавать пространство”, а “эффективно и качественно проводить клиента от точки А к точке Б”, способно коренным образом изменить качество услуг, создать уважение со стороны клиентов и аудитории, и в принципе — поднять статус и авторитетность профессии.
Но эта же концепция может вызвать немалое сопротивление у самих коучей.
Сопротивление это связано с тем, что такой подход к коучингу подразумевает огромную ответственность и компетентность. Это сильно отличается от популярного на коучинговых тренингах “задавать правильные / открытые вопросы” и “создавать пространство, где человек сам растет”.
А еще это требует конкретики в отношении ниши и методов работы. То есть тут “помогаю быть счастливой беседами” уже не работает. А это тоже многих отталкивает.
И тем не менее, если коуч хочет преуспеть в профессии, он должен научиться работать в формате “сопровождение от точки А к точке Б максимально эффективно”.
Кажется, что это требует такого объема знаний и навыков, что постигать их можно до глубокой старости.
А эффективно работать хочется уже сейчас.
Давайте наведем порядок и увидим, что компетенции тут не такие уж необъятные.
Итак, пошагово:
- Определите, в какой нише вы предпочитаете работать, в какой сфере жизни вы хотите помогать. Ниша — это не то, что выбирается раз и навсегда. Ваша ниша будет меняться и расширяться, но начать надо с чего-то одного.
- Определите, из какого состояния в какое состояние люди хотят перейти в выбранной вами нише.
- Определите, какие препятствия мешают им перейти из точки А в точку Б в этой нише. Если вы не знаете, значит вы неверно выбрали нишу — подберите ту, которая вам лучше известна.
- Определите, какими инструментами эти препятствия решаются — психологией, тренингом или консультированием. Скорее всего вы обнаружите, что присутствуют все элементы, и вам нужно примерно понять, в какой пропорции, и какие элементы при этом доминируют.
- Определите конкретные навыки и знания по каждому инструменту, которые вам нужны в сопровождении между установленными точками А и Б.
- Проанализируйте, какие навыки и знания у вас уже есть, а какие нужно получить дополнительно. Получайте их, применяйте в этой услуге, пока со временем не поймете, что готовы расширить свои услуги, и соответственно — приобрести новую компетенцию.
Пример.
Выбираем нишу: “Хочу помогать предпринимателям в создании личного бренда”.
Точка А — предприниматель имеет навык и услугу, но о нем никто не знает, и услуга рекламируется только традиционными методами. Точка Б — личность предпринимателя становится известной и клиенты приходят “на личность”.
Мешают — неуверенность в себе, отсутствие чего-то цепляющего в личности, нежелание быть на виду, незнание, как работают соцсети, отсутствие дисциплины регулярно заявлять о себе и строить отношения с аудиторией.
Инструменты — первичный “психология”, поскольку органичная личность тут самое важное. Далее — консалтинг, рассказать клиенту как показывать свою органичную личность в соцсетях. Далее — тренинг, помочь клиенту пошагово создать свой профиль в соцсетях и начать строить окружение.
Необходимые здесь навыки и знания: уметь находить органичную “фишку” в личности и развивать ее, уметь снимать страх выхода на публику, знание того, как развивать соцсети. (Это очень упрощенно конечно, для примера, никак не полный набор).
Есть умение находить органичную фишку личности и знания о том, как работают соцсети.
Нет умения снимать страх работы на публику и нет опыта успешного развития соцсетей. Чтобы качественно сопровождать от точки А в точку Б в этой нише, нужно освоить инструменты снятия конкретного страха и на своем опыте научиться развивать аудиторию в соцсетях.
Вот и план для создания качественной востребованной услуги коуча.