«Угроза! Угроза! Угроза!» — в голове вводится чрезвычайное положение, когда в поле зрения попадает конкурент. Наше сознание эволюционировало так, чтобы выживать в условиях ограниченных ресурсов и подсознательно мы продолжаем так жить: сравниваем себя с теми, кто, нам кажется, работает эффективнее, зарабатывает больше, кто умнее и одареннее. Ключевое слово здесь — «кажется». Ведь ценность, которую каждый из нас дает миру — относительна. Но кажется нам вполне конкретно: я маленький — он большой. И из этой позиции возникает самосаботаж: а что я вообще здесь делаю и зачем туда полезу?
Конкуренция становится угрозой только тогда, когда твой бренд сливается с общими стандартами индустрии. Приходится как-то выживать: например, конкурировать на ценах. Уделяя слишком много внимания конкурентам вместо того, чтобы изучать аудитории — что ей нужно и важно, — ты теряешь свою аутентичность. В конце концов, у тебя покупают не потому, что ты лучше других, а потому, что именно твои услуги нужны и ценны. На рынке, где сейчас изобилие всего, уникальность создается нюансами, личным брендом, аутентичной позицией, которую только ты можешь занять — потому что такого человека больше нет. Нужно только перестать сливаться с серой массой конкурентов и найти в себе уникальную особенность, которая будет ценна аудитории.
Не смотри на конкурентов, как на угрозу. Взаимодействуй с коллегами, поддерживай, обменивайся опытом. И каждый раз, когда конкуренция начинает влиять на твои решения в бизнесе — отсекай этой. Решения должны приниматься только потому, что это ценно тебе и твоей аудитории. «Выходить мне на рынок или нет, какие цены указывать, как оказывать услуги, что мне делать, что давать, как говорить?» — ответы на эти вопросы находятся внутри тебя. Конкуренция при этом не имеет никакого значения.