Так ли ценна узкая специализация?

“Кем ты работаешь?”
“Чем ты занимаешься?”
“В чем ты специалист?”
И самое противное “Ну надо же выбрать что-то одно, как-то определиться”.

Люди хотят узнать или увидеть твою компетентность. Но вместо этого смотрят на твою специализацию. Эти двое накрепко перемешались в умах масс. И зря.

Да, иногда специализация предполагает компетентность. Потому что если ты все свое время уделяешь одному предмету, то шансы на то, чтобы быть в нем компетентным, сильно повышаются.
Но и только.

Сам по себе узкий спектр внимания совершенно не гарантирует качество освоения предмета. Можно проводить часы в библиотеке, и ничего не выучить: ведь восприятие информации таки зависит от работы мозга, а не от проведенных среди книжек часов. Так и в любом деле.

Но чаще получается даже наоборот: узкая специализация исключает развитие настоящей компетентности. Потому что многие актуальные сегодня сферы — взять например управление бизнесом или маркетинг — с одной стороны предполагают междисциплинарность и взаимосвязанность разных процессов, а с другой стороны — требуют понимания основополагающих структур. Особенно если в конкретно взятой нише все очень быстро течет и меняется.

Приведу пример, чтобы было понятнее. Меня вот сильно смущает такая специализация, как “продвижение в Фейсбуке”. Это может быть услугой, на которую по той или иной причине делается основной упор.

Но не специализацией.

Во-первых, этот феномен сам по себе существует считанные годы. Это еще даже не дисциплина.

Во-вторых, он включает в себя массу разных дисциплин и направлений: тут тебе и психология поведения, и графический дизайн, и писательское мастерство, и изучение рынка, и программирование, и аналитика, и список можно продолжать до бесконечности.

В-третьих, реалии продвижения в Фейсбуке меняются невероятно быстро. И полагаться здесь надо на фундаментальные основы: почему люди обращают внимание на одну информацию, и игнорируют другую. Почему одно покупают, а другое не покупают. И соответственные дисциплины.

А если этот фундамент понимаешь, взаимосвязи видишь, и в быстротечности феномена отдаешь себе отчет, то можешь (и хочешь!) себя применять на очень разных стезях. И будешь слушать, слушать, слушать от некомпетентных: “ну надо же выбрать что-то одно”.