Давно я не писала на тему #хоум_поскуливание
А меж тем Миша мне на днях сообщил, что читать книги — его любимое занятие. Ну после программирования, конечно.
Прибежал с выпученными глазами и страстно выложил мне свое свежее открытие:
“Когда читаешь книгу, у тебя в голове как-будто появляется телевизор. Твой собственный. И самое крутое — ты можешь в этом телевизоре делать все, что хочешь!”
Надо ли говорить о том, каким дивным цветом расцвела душа матери от этих слов.
А ведь погружение в книги для Миши было квестом. Да погружение во все стоящее было и остается квестом.
Сложные абстрактные навыки — чтение, творчество, программирование, математика — не даются просто так. Там нужно целину поднимать.
Причем без мотивации ребенка эту целину не поднимешь.
Я много рассказывала о мотивации детей к обучению и о причинах отсутствия оной в недавнем эфире. Там же я упомянула пять факторов повышения мотивации, которые родители должны создавать для детей, по версии психолога Михай Чиксентмихайи.
Я очень уважаю сего автора и его работы. Что значит — следую тому, что написано у него в книгах (ну или хотя бы тестирую на себе).
И вот эти самые факторы мотивации для нашего “хоум-поскуливания” — это практически священные скрижали.
Итак, какие условия родители должны создать дома, чтобы у ребенка была мотивация к сложным, но благодарным, интеллектуальным занятиям:
Ясность (Clarity)
Ребенок должен очень четко и ясно понимать, что от него хотят, какими единицами меряется прогресс и результат, какими критериями его работа оценивается.
Добавлю от себя: ребенку еще важно ясно понимать инструментальную ценность навыка. То есть — “зачем я это изучаю”.
Вовлеченность (Centering)
Ребенок должен ощущать, что родителям интересно то, что ребенок делает, а также что чувствует, какой опыт проживает здесь и сейчас.
Выбор (Choice)
Ребенок должен иметь свободу выбирать самостоятельно.
Свобода не должна ограничиваться правилами родителей: хочешь нарушить правила — нарушай, но отдавая себе отчет в том, какие будут последствия.
(Разумеется тут никто не отменял здравый смысл и защиту ребенка от прямой физической угрозы, это уже не вопрос правил).
Приверженность (Commitment)
Кажется, что приверженность и погружённость в дело — это исключительно внутреннее состояние и родитель никак на него повлиять не может. А вот и может. Создавая условия.
Чтобы погрузиться в поток, ребенок должен доверять тому, что погружаться — безопасно. Он должен иметь возможность спокойно отложить все отвлекающие факторы, снять защиту, забыть о суждении, и вообще — “потерять” себя в процессе. Обеспечить это могут только родители.
Вызов (Challenge)
Родители должны обеспечить постоянное повышение сложности задачи. Или хотя бы не мешать естественному повышению этой сложности. Конечно, сложность должна быть адекватна, и не вызывать в ребенке страха.
Очень часто дети сами себе эту сложность повышают. Яркий тому сигнал — откровенная скука там, где надо подстраиваться под темп группы.
Как говорит Михай, и я с ним в этом полностью согласна, эти факторы — вовсе не для того, чтобы ребенок был молодец, родитель был молодец, чтобы были пятерочки и медальки.
Это нужно для того, чтобы вырабатывать в ребенке способность, ни много ни мало, наслаждаться жизнью.
А если человек не умеет наслаждаться жизнью, то какой смысл в других навыках и знаниях, верно?
Этой статьей можно поделиться в Pinterest:
