Счастье «на пять»: как оценки мешают жить

Что бы мы ни делали или ни хотели: зарабатывать больше, похудеть, подкачаться, подняться по карьерной лестнице, построить семью, и т.д., — в конечном итоге каждый из нас просто хочет быть счастливым. Едва ли хоть какая-то цель в жизни существует в отрыве от стремления к счастью.

Работая как с собой, так и с другими людьми, с их блоками в фитнесе, и в жизни вообще, я заметила самое частое препятствие по пути к счастью, и это — комплекс оценки.

Кто-то готов вредить себе, чтобы получить положительную оценку от других.
Кто-то не делает то, что вроде бы надо делать, потому что боится негативной оценки от других.
И даже когда оценка от других человеку безразлична, собственная оценка себя остается серьезным препятствием на пути к счастью.

При этом даже не важно, положительная оценка это, или отрицательная. Важен сам факт оценки.

Предположим, вы добились, чего вы желали: рельефные руки, кубики пресса… и оценили себя положительно. Молодец, возьми с полки пирожок, побудь пока счастливым. А если ваш рельеф через пару месяцев заплывет здоровым слоем жира? А если приседы со штангой станут хуже горькой редьки? Или очень захочется разбаловать себя десертами? И что тогда? Оценка — отрицательная? Счастливым больше быть нельзя, по крайней мере пока ваш личный критерий для положительной оценки — низкий процент жира и развитые мышцы — не будет восстановлен?

Неужели нельзя быть счастливым просто так, без оценки?

Оценки навязываются нам с самого рождения. Новорожденных оценивают по шкале Апгара, и понеслась, на всю жизнь: оценка развития ребенка, оценка от родителей (умница/хулиган), оценки в школе, оценка одноклассников, оценка противоположного пола, оценка от шефа… И все это выражается в бессмысленных и субъективных, если уж разобраться, условностях.

Конкурсы, соревнования, конкуренция среди одноклассников… Организованными или неорганизованными мероприятиями душа ребенка постоянно травмируется тем, что кто-то со стороны ставит ей оценку. При этом оценщики никогда не бывают объективными или хотя бы достаточно квалифицированными для судейства. Почему? Посудите сами. Представьте, или вспомните собственный опыт из детства.

Если маленькая девочка выступила на танцевальном конкурсе, и строгое жюри, которое очень хорошо разбирается в хореографии, оценило ее низко… думаете она так и воспримет эту оценку на счет своих танцевальных способностей? Думаете ребенок может провести четкую границу между оценкой его знаний, навыков, внешнего вида, и оценкой его —  как человека? Едва ли. Что уж там: далеко не все взрослые могут искренне расставить для себя такие границы.

Не занятое призовое место в конкурсе, двойка по математике, критика платьица и бантиков, — дети в этом слышат одно: “Я плохой”.

А меж тем… Кто мы? Наше тело сотворено величайшей силой природы, воссоздать или хотя бы полностью изучить которую никто из людей пока не смог.
Наша душа — или что там делает нас личностью, не просто биологической массой, — это тем более непознанная материя, созданная непостижимым творцом, и посланная на землю со смыслом и с миссией.

Просто остановитесь на секундочку, и задумайтесь: каким совершенным и великим творением Вселенной являетесь Вы. Каждый человек. Сколько способностей, эмоций, сил, талантов даровано каждому из нас. И как может кто-то оценить это творение, отдельную Вселенную, которой каждый из нас является? Мы не способны оценивать создание того, что не можем постичь.

Мы можем оценить внешний вид — с точки зрения собственных эстетических предпочтений.

Мы можем оценить результат чьей-то работы — с точки зрения собственных знаний и опыта.

Но мы не можем оценить Вселенную другого человека, как никто — включая нас — не может оценить нашу.

Берегите детей и себя от оценки, не торопитесь оценивать других, не навязывайте оценки себе.
Не позволяйте вашему счастью зависеть от оценок: учитесь быть счастливым безоценочно.
И достигайте желаемого уже в состоянии бессменного счастья, но не в надежде получить кусочек счастья, как подачку от внешней оценки.