“Жопа есть, а слова нет”. Неоднозначность применения мата в социальных сетях.

С первого взгляда может показаться: “Что же тут неоднозначного. Мат — это показатель низкого интеллектуального уровня и грубости. Если ругаешься матом, то автоматически сравниваешь себя с плинтусом, как профессионал и как личность. Если строишь в социальных сетях аудиторию для своего бизнеса, то мат убьет на корню твою репутацию…” И так далее, и так далее.

Очевидно, предсказуемо, вешаем ярлык “Это плохо”. Если вам комфортнее под этим ярлыком, то дальше предлагаю не читать.

Любопытствующим же и верящим, что в мире нет ничего однозначного, предлагаю одно НО.  Но, в материалах знаменитых интеллигентов, от Пушкина до вашего любимого и самого смешного блоггера, нет-нет, да попадается мат. Более того, хорошему интеллигенту как следует ругнуться — это бальзамом на душу. А если интеллигент это сделает прилюдно, чем вроде как даст разрешение ругаться другим, с ним тут же возникает тонкая личностная связь, его сразу видят не просто смешным — его видят настоящим, и ему хочется доверять…

Это мне и показалось любопытным: почему такие разные представления о мате, стоит ли материться в соц.сетях, особенно если растишь там аудиторию для своего коммерческого бренда?

Оговорюсь сразу, что я прекрасно пониманию ярое отторжение любого мата в публичных высказываниях. Не поддерживаю, но понимаю. Все мы родом из детства, и если кто-то в детстве связывал мат с группами ребят, которых стоит бояться, с тем случаем, когда получил на шишки от мамы, ляпнув новое подслушанное у старших слово, или с работниками таких профессий, которыми пугали на случай, если не будешь учиться… Ну в общем, такие ситуации вполне могли увязать в сознании мат и опасность, не буквальную, а то, что наша психзащита интерпретирует опасностью. Разумеется, при получении сигнала “опасно” мы начинаем либо защищаться, либо атаковать, либо исполнять стратегический танец из того и другого.

Это как если ребенок растет в семье алкоголиков, у него складывается свое впечатление о спиртном. А теперь, продолжая эту метафору, представьте человека, который до 22 лет спиртное и пьяных в глаза не видел, и первое его знакомство с алкоголем состоялось при дегустации бурбона на заводе “Четыре розы” в Кентукки…

Надо ли говорить, как видит алкоголь первый, и как видит его второй.

Даже если не надо, то поговорим, но в контексте применения добротного русского мата. Да не в затертом томике Пушкина, а в своих родных социальных сетях. Почему там? Потому что хотите вы этого или нет, а в соцсетях строится огромная доля вашего персонального бренда и вашей репутации.

В метафоре с алкоголем искренне ваша относится ко второй группе: в моей жизни мат отсутствовал. В первую очередь он отсутствовал в напрочь интеллигентной семье, где были очень четкие позиции про “хорошо и плохо”. Я еще помню время, не столь далекое, когда физически не могла произнести матерное слово. А если по какой-то причине произносила, то вылетало оно коряво, путанно, и сопровождалось извиняющимся хихиканием. В школе, в кругу друзей, если мат где-то и пролетал, то не на моей высоте интеллекта и задранного носа. Это был словно чужой язык.

В попытке соответствовать тому, что для меня значит “хорошо”, я не только не научилась материться — я не научилась просто быть собой. Когда веришь в “хорошо и плохо”, одновременно веришь и в то, что надо быть “хорошей”, а на самом-то деле ты “плохая”. Поэтому не будь, а кажись, бога ради.

Постепенное возвращение к себе открыло и новые способы самовыражения, и — кто бы подумал — матерные анекдоты, витиеватые ругательства, крепкое словцо в философском рассуждении за жизнь стали вкусны и притягательны. Стигма “материться плохо, особенно женщине” осталась, но верить в нее уже не хотелось.

Я играла с матом, как с тигренком, которого наконец приручила: понимая, что это не кот, и трепеща от восторга при близости и доступности такого небывало сильного и экзотического явления.

“Вы — единственный коуч в моей ленте, который матерится” — часто слышу я. И даже если это говорится с осуждением, я принимаю это за самый большой комплимент. Быть признанной единственной, особенно в такой переполненной сфере, как коучинг в соцсетях, дорогого стоит.

Если совсем точно передать одно из мнений моих подписчиков, то вот:

Двояко, с одной стороны мат в Ваших постах ( других матерящихся коучей в моей ленте нет чтобы сравнить) — первое почему я хотела перестать их читать. С другой стороны, мат в Ваших постах про откровенность и настоящесть, юмор и жизнь, про личное — это то, почему я их до сих пор читаю.

Потрясающе, не правда ли? Вы только что увидели возможность переступить за грань “плохо / хорошо”, и увидеть то, что есть на самом деле. И ведь что занятно: без мата мои посты не были бы настолько настоящими, откровенными и смешными.

“Русская речь без мата превращается в доклад” — поделилась мыслью знакомая.

Я бы не смогла дружить с человеком, который никогда не матерится. Он кажется неискренним и лицемерным. Хотя и мат через слово — перебор. Его должно быть в меру и к месту, как перца в еде” — призналась другая.

На вопрос “как вы относитесь к мату в публичных постах” многие высказались и категорично против, но там на самом деле нечего и цитировать, ибо все это мы слышали и не раз: “это грубо”, “девушке не к лицу”, “не сметь”, “это оскорбляет чувства читателей”… Эти мысли, конечно, имеют ценность, но они-то как раз не новы.

Зато они заставили меня задуматься о том, что мат — штука вообще не однозначная. Мат мату рознь.

Что мат вообще такое?
Первую информацию подкинул друг Олег Танабаев, и по его наводке я просветилась дальше. Тут во мне воспрял лингвист (есть диплом, могу показать), и потребовал исследования вопроса.

Обесценная лексика так или иначе всегда связана с плодородием и продлением рода. Да и само ее название “мат” имеет корень “мать”.  Любое действительно матерное слово связано или с самим актом секса, или с родительством, или с половыми органами. Именно поэтому у матерных слов настолько сильная энергетика, что к ним нельзя быть равнодушными (на самом деле можно, и об этом мы поговорим чуть ниже).

Наверняка вам известно, что в любых языческих традициях все, связанное с продлением рода, было священным. Фаллические символы повсюду, публичные оргии, в попытках вызвать дождь и плодородный год. Еще одна знакомая справедливо назвала мат “первым средством обезболивания”.

Ведь интересно, что мат применяется либо в ситуациях угрозы (когда ударил мизинец об комод, или когда тебя подрезали на дороге), либо в состоянии агрессии (что тоже в общем-то изначально вызывается ощущением угрозы).

Мы внутренне искренне желаем кого-то убить, но вместо этого называем его детородным органом и отправляем в другой детородный орган. Есть теория, что связь с зарождением жизни в мате нейтрализует природную агрессию, и возвращает человека из деструктивного состояния в — если позволите — более духовное.

Не верите? А попробуйте 🙂

С приходом христианства все языческие традиции были преданы уничтожению, и упоминание детородных органов из заклинаний превратилось в табуированную лексику. Да и само понятие секса стало табуированным. Быть родителями — прекрасно, а вот упоминать все, что к этому ведет — не смей, это грубо, будешь изгоем в культурном обществе. “Где логика, где здравый смысл”?

Христианские табу успешно перешли в светские культуры, и мат стал табуированным. Что сделало его еще более привлекательным для двух групп людей (разделение упрощенное и придуманное мною только что):

Маргиналов, которые на светскость никогда не претендовали, забили на культуру, и создали свое общество, со своими законами (часто не совпадающими с уголовным кодексом).

Творцов, ищущих более яркого проявления и выражения себя, чем то, насколько это позволяют табу и стигмы.

Соответственно, есть и две формы употребления обесценной лексики (их уже выделяют филологи): фоновая и стилистическая.

Фоновое употребление мата — это как раз тот случай, когда в своей тусовке мат вообще не вызывает никаких ощущений. Здесь матерные слова употребляются по простой причине их многозначности и многофункциональности. “Я знаю три слова, три матерных слова, на этом словарный запас мой исчерпан”. И тут уже дело не в мате, а в общем интеллектуальном и эмоциональном развитии тех, чей словарный  запас не превышает минимума, и кому многофункциональность мата просто необходима для возможности выражения небогатых мыслей.
Подозреваю, что противники мата скорее подразумевают ТОЛЬКО его фоновое использование, и ассоциируют обсценную лексику вот с такими людьми.

Так вот, мне — любителю играть словом и жечь глаголом — такая несправедливость к целому мощному лексическому слою попросту неприемлема.

Как стилистический инструмент, мат имеет огромный потенциал. Как бы ни был богат наш язык, наш внутренний и эмоциональный мир все же богаче. Я каждый день сталкиваюсь с этим миром в работе с клиентами, и отлично понимаю, как бывает сложно выразить себя настоящего, когда позволяешь себе искренне чувствовать, и искренне чувствами делиться. Кстати юмор, где мат наиболее часто применяется стилистически, — это тоже большая часть того самого богатого мира, и инструмент самовыражения.

“Больше тысячи слов”.

Матерные слова имеют сильную энергетику: они позволяют выражать невыразимое, и создавать такое понимание других, которое едва ли возможно создать другими словами. Сравните “я так тяжело и много работаю” и “я тут ебашу на бронепоезде” (с) Клиент. В каком случае вы наиболее ярко ощущаете состояние человека? То есть не просто понимаете, что и как он делает, а именно проникаетесь его состоянием? То-то же.

Мой вердикт: мат — это особая форма лексики, которая дана нам для самовыражения на очень тонком и мощном уровне. Применение любой лексики фоново (будь это гопническое “да, бл…” или коучинговое “я тебя слышу”) обесценивает как лексику, так и того, кто ею злоупотребляет из-за отсутствия других средств самовыражения… Или из-за отсутствия самовыражения в принципе.

Человек куда более многогранен и сложен, чем это подается нам в культуре, полной стигм и табу. Невозможно выражать и проживать свою многогранность, при этом ревностно соблюдая рамки догм.

Выражать себя полностью публично в соцсетях — это не тот путь, на котором можно обложиться соломкой и бояться чужого мнения. Но это — и есть путь уникального бренда и уникальной личности, который кстати не мороженка, чтобы всем нравится.

Материться или не материться публично в соцсетях? Выбирать, уж простите, как обычно вам.

Рекомендуемые записи

Проекты

Лавка полезностей

Подборка лучших видео-курсов от Ольги Райнхолдт.

Персональная работа

Стратегическая консультация по самореализации и развитию бренда.

Сообщество ТыжКоуч

Группа для коучей в ВКонтакте

Сообщество BLN с Райнхолдт

Сообщество в Facebook для женщин, которые создают собственную жизнь и достигают успеха в любимом деле

Оптимизация продаж для коучей

Бесплатный курс из пяти видео-уроков.

Самореализация для взрослых

Серия видео-интервью о самом главном, в открытом доступе.

Copyright 2017 © All Rights Reserved

Olga Reinholdt Coaching LLC
email to: coach@olgareinholdt.ru

unnamed
Thank You. We will contact you as soon as possible.